«Духовные связи России и Греции. Валаам и Афон»

Народы России и Греции на протяжении многих столетий связывает общая история, культура и религия. Представленные на выставке фотографии двух центров культуры и православия, Валаамского монастыря и Святой горы Афон, исторически свидетельствуют о высокой духовной жизни и распространении христианства и монашества в наших странах, о том, как бережно сохраняется и из поколения в поколение передается живая духовная традиция.
 
В основу выставки легла классика фотолетописи двух всемирно известный обителей –фотографии двух альбомов: «Виды Валаамского монастыря» 1887 года из собрания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и «Монастыри и скиты Святой Горы Афон» 1881 года (альбом был подарен великому князю Константину Константиновичу Романову, материалы предоставлены издательством «Индрик» (Москва), осуществившим  научную публикацию), и дополненные фотографиями Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря.
 
У историков нет единого мнения о дате основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. В дни своего процветания в XV-XVI вв. Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части.
 
После разорения в 1611 г. монастырь практически 100 лет находился в запустении до тех пор, пока в 1715 г. не последовал указ Петра I о восстановлении монастыря и выделении необходимой помощи. Началось возрождение обители, были обустроены храмы, часовни, скиты, странноприимный дом для паломников. Монастырь принимал паломников по-отечески: кормил, снабжал хлебом, семенами для посева, сеном, овощами, помогал деньгами. Глубокой зимой, не имея даже обуви и теплой одежды, они отправлялись по озеру до Валаама с целью пожить несколько дней на монастырском продовольствии и получить подаяние на дорогу. В виду отсутствия в округе врача и средств для лечения, местное население обращалось в монастырь и за медицинской помощью.
 
Знаменательным событием для монастыря стало посещение его императором Александром I в 1819 г. Слава о благоустроенности обители стала распространяться не только по православной России, но и за ее пределами. Сюда приезжали даже из афонских монастырей. В 1858 году обитель посетила царская семья. ХIХ век стал временем укрепления и расцвета монастыря, о чем и свидетельствуют фотографии, в качестве особого исторического источника представляющие подробную документацию строений и летопись жизни обители. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. Вековые монашеские традиции Валаама, как других российских обителей, были прерваны в годы богоборческих гонений. Наличие сохранившихся фотографий и аналогичных свидетельств конца ХIХ – начала ХХ века помогает осуществлять корректную реконструкцию зданий Валаамского монастыря после испытаний, упадка и забвения, пережитых в ХХ веке. Кроме документального подтверждения о строениях монастыря, фотографии хранят память о нетронутых потомками пейзажах сурового Валаама, и являются редким свидетельством монашеского быта (в трудах, за трапезой, на рыбалке и пр.).
 
Афон – главный центр и оплот восточно-христианского монашества. В 2003 году публикацию фотографий монастырей и скитов Святой Горы Афон предложил член-корреспондент РАН Г.И. Вздорнов, который обнаружил афонский фотоальбом в архиве Санкт-Петербургского отделения Института археологии РАН. Как следовало из надписи, альбом принадлежал Константину Константиновичу Романову и был подарен ему во время его паломничества на Афон в 1881 г. Великий князь Константин Константинович прибыл на Афон вечером 14 августа 1881 года на греческой шхуне «Жэзуапе». С 15 по 18 августа он посетил монастырь св. Пантелеимона, Старый Русик, Карею, Протат, Свято-Андреевский скит, Иверский монастырь, Свято-Ильинский скит, скит Ксилургу, Ватопед и Зограф. 18 августа Великому князю был преподнесен на память фотоальбом, который с 1881 по 1915 год был его собственностью и хранился в принадлежавшем Великому князю Мраморном дворце. В настоящее время альбом хранится в фотоархиве Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. В процессе работы выяснилось, что еще четыре аналогичных альбома принадлежали царской семье и были в разные годы поднесены от имени Русского Пантелеймонова монастыря великому князю Алексею Александровичу, императрице Марии Александровне, императору Александру III и, вероятно, императору Александру II.
 
Фотографии Святой Горы из царских альбомов представляют собой первую подробную фотофиксацию всех афонских монастырей и части скитов Святой Горы, выполненных в 1867-1872 гг. фотографами – насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря отцом Леонтием и отцом Геннадием и напечатанных мастерской Русского Пантелеимонова монастыря. Целью фотографов была не только документальная фиксация зданий афонских монастырей и скитов, но и желание показать наиболее выгодно ландшафты и главные достопримечательности Святой Годы. Ни одна из существующих ныне афонских обителей не сохранилась в неизменном виде – во второй половине ХIХ-начале ХХ веков многие здания были перестроены. Однако, когда делались фотографии, вошедшие в альбом великого князя Константина, обновление только начиналось, поэтому уникальные снимки представляют Афон ХVII-ХVIII вв., еще без больших соборов и других масштабных построек.
 
Особое восхищение вызывает инициатива братии Руссика во главе с иеросхимонахом Иеронимом, который поручил о. Леонтию и о. Геннадию запечатлеть Афон в большеформатных фотографиях. Многие выбранные ими виды стали классическими и известны по более поздним посвященным Святой Горе фотоальбомам. Отсутствие случайных точек зрения, желание представить каждый монастырь и скит с наиболее выгодных позиций, стремление снять монастыри так, чтобы общий вид оттенял также характерные черты монастыря и вместе с тем не заслонял собой самые выдающиеся его постройки, наконец, чисто профессиональное умение добиться максимальной четкости фотоснимка – все эти качества в полной мере выявлены в их фотографиях. Это к тому же фотодокументальное изображение Афона, каким он сложился к середине XIX века, то есть спустя девять веков с момента основания его древних обителей.